Хотите скидку на витражи? Жмите СЮДА!

Техника и технология фьюзинга и моллирования

Фьюзинг (Fusing, от англ. Fuse — "спекание, плавка") - относительно новая технология изготовления витража. Фьюзинг представляет собой технику и набор технологических приемов спекания стекла в печи с различного рода инородными предметами, каковыми, к примеру, могут являться металлическая проволока либо, обычно, другое стекло иной фактуры либо расцветки. В витражах, выполненных в данной технике, обычно отсутствуют металлические соединения между стеклами. В процессе создания стекло спекается в специальной печи при температуре около 760-800 °C и становится однородным, сплавленным с иным стеклом либо материалом.
Подобная техника исполнения витража применяется, например, для изготовления межкомнатных перегородок или раздвижных дверей в помещении, различного рода ниш, ширм или же отдельных небольших элементов декора. Чаще всего - настенных часов, пепельниц, ваз и декоративных тарелок.

Технология "фьюзинга" была детально разработана и освоена в полу-промышленном масштабе впервые в начале 90х. Первый полноценный фьюзинговый витраж, как мы его сейчас понимаем, был сделан в Германии, где, одно время, подобная техника исполнения цельных витражей получила наибольшее распространение. Фьюзинг продолжил многовековую традицию использования для декорирования техники горячей эмали, при этом позволив отказаться от металлической пластины-основы, что значительно удешевило и упростило производство готовых изделий без заметной потери качества конечной продукции.
Готовый фьюзинговый элемент серии Inox производства RegaLeadКстати, стоит заметить, что старая техника горячей эмали отнюдь не потеряла в настоящее время ни значения, ни коммерческой привлекательности. Например, крупнейший производитель готовых фьюзинговых элементов - английская компания RegaLead обратила пристальное внимание на этот сектор витражных материалов и выпустила на рынок коллекцию достаточно правдоподобных имитаций.

Основой витража, выполненного в технике "фьюзинга", служит стеклянный лист, он является своеобразным "живописным холстом", на котором художник-витражист "пишет" свое произведение при помощи высокотемпературной печи и кусочков специального, так называемого "совместимого" стекла для фьюзинга. Термическая обработка стекла в печи позволяет создать художественное стекло с оригинальной фактурой и очень широкой цветовой гаммой. Изображение на витраже можно сделать, в зависимости от способа обработки и температуры, объемным и выпуклым (рельефный фьюзинг) или оставить отдельные участки либо всю поверхность плоскими (полный фьюзинг). При этом контуры рисунка остаются воздушны и прозрачны, как у акварели. Зачастую имеется возможность создавать желаемую толщину и рельеф витража. Преимущества фьюзинга как техники исполнения особенно проявляются при создании абстрактного, или, как его еще иногда называют, "акварельного" рисунка. Стеклянная эмаль на прозрачной, пропускающей сквозь себя свет, основе придает древней технике эмалирования ранее не виданную чистоту, и яркость красок, ажурность графики. Стеклянная основа позволяет получить иллюзию перспективы, объем и глубину, отсутствующий у работ на металлической пластине-основе. Произведение превращается в настоящую "картину из стекла". 

Фьюзинг имеет ряд преимуществ перед более старыми технологиями изготовление витражей, такими как исполнение в технике "Тиффани"

  • позволяет делать витраж многослойным, "панорамным"
  • витраж хорошо выдерживает воздействие водой - по причине отсутствия швов между элементами стекла
  • имеет возможность формирования поверхностного либо внутреннего рельефа
  • витраж не подвержен старению и изменению цвета


Готовые фьюзинговые элементы - муранское стекло. Производятся в Италии компанией RegaLeadМожно сделать рисунок объемным и выпуклым, а также добиться обратного эффекта - сделать его практически плоским. В результате появляется желаемая фактура, образуется нужная толщина и рельеф стеклянного изделия. Однако, фьюзинг не позволяет получить четких контуров изображения. Цвета наплывают друг на друга, создавая эффект "смеси красок", напоминающий таковые же в акварельных работах. Для того, что бы витраж, изготовленный в технике фьюзинг приобрел четкие контуры, по степени проработки изображения приблизился к живописи, прибегают к совмещению техники фьюзинга с технологией ранее известной лишь ювелирам - технике перегородчатой эмали. Таким образом изготавливают витражи - картины из стекла, но картины имеющие глубину, объем и многослойность в отличие от своих живописных аналогов.

СОВМЕСТИМОСТЬ СТЕКОЛ

Необходимо специально отметить, что стекло, использующееся для изготовления витража, должно быть не только качественным, но и подходящим именно для технологии фьюзинг. Речь идет, в первую очередь, о коэффициенте температурного расширения. В производстве стекла обычно применяется англоязычный термин COE (Coefficient of Expansion) - индекс стекла, который служит определяющим фактором определения его совместимости для фьюзинга. На сегодняшний момент можно выделить несколько групп стекол, которые используются в технике фьюзинга для создания красивых и прочных витражей: 

ФЛОАТ-СТЕКЛО – самый удачный вид прозрачных или цветных стекол для фьюзинга при намерении самостоятельно освоить данную непростую технику. Еще такое стекло иногда называют СОЕ 82-84. Флоат-стекло получается с помощью флоат-процесса, изобретенного в 50-е года прошлого века (в патентной заявке изобретателями были названы Лайнел Александр Бетьюн (позднее Сэр Аластер Пилкингтон) и Кеннет Бикерстафф). Суть флоат-процесса в использовании ванны с расплавленным оловом, куда выливается пластичная стекольная заготовка. При этом поверхности готового стекла получаются идеально ровными и параллельными друг другу. Флоат – это листовое цельное стекло. Встречается и цветное стекло (фьюзинг нередко требует тонированной основы) в категории флоат – как окрашенное в массе (марки Armstrong и Youghiogheny), так и с тонированным верхним слоем (Kokomo, Deco, Juraglas, Vidriarte, Wissmach).
На сегодняшний день в нашей стране флоат-стекло не выпускается вообще, в России флоат выпускается лишь на нескольких стекольных заводах: Борском, Салаватском и двумя производствами в городе Саратов – Саратовским заводом и Опытным заводом местного НИИ стекла. Есть в России и стекольное производство всемирно известного производителя флоат-стекла Pilkington (принадлежит NSG - Nippon Sheet Glass Group)- в Раменском районе Московской области, которое было запущено в эксплуатацию в начале 2006 года. Несмотря на то, что декларируемая мощность завода составляет 240 тыс. тонн стекла в год, купить его практически нереально - официальный дистрибьютор - компания "Авто-Хэлп" заламывает совершенно чудовищные цены. 
Выпуск хорошего флоат-стекла налажен на Украине - на Лисичанском стекольном заводе - на сегодняшний момент это стекло, пожалуй, является и наиболее доступным, и наиболее вменяемым по критерию цена/качество.

ФЬЮЗИНГ-СТЕКЛА С СОЕ 90. Стекла данной серии были первым видом стекол, разработанным специально для спекания по технологии фьюзинг. Это, наверное, лучшее цветное стекло для фьюзинга, ведь его палитра включает до восьми сотен разнообразных оттенков. При этом сами стекла с СОЕ 90 могут быть прозрачными, глухими либо же с перьями. Первооткрывателем фьюзинг-стекла с СОЕ 90 стала американская компания по производству стекла BullsEye, под каковой торговой маркой они до сих пор и известны. Помимо нее, данный тип стекол можно найти в продукции фирм Kokomo, Uroboros и Schott, не считая мелких частных производств в США и Китае (типа массово завозимого дрянного китайского стекла марки Cifort). В ассортименте BullsEye Glass Вы можете найти: фритты четырех типов помола (грубый, мелкий, средний и пудра), чипсы, стержни толщиной 0,5 см, а также 1 и 2 мм, стеклянные блоки толщиной до 2 см, стекло от 1,5 до 3 мм толщиной и многое другое.

СИСТЕМА 96 представляет собой целую группу стекол, целиком совместимых между собой. Стекла этой серии сейчас начинают пользоваться большой популярностью как стекла в максимально широком ассортименте. Данное цветное стекло для фьюзинга можно встретить в ассортименте фирмы Spectrum с маркировкой SF и фирм Kokomo и Uroboros. Система 96 включает следующие виды изделий: цветное стекло для фьюзинга толщиной 2, 3 и даже 20 мм, дихроичное стекло и иридированное стекло для спекания, фритты всех цветовых оттенков 5 видов помола (мозаика, крупный, мелкий, средний и пудра), лапшу толщиной 5 мм и 1 мм, стержни диаметром 0,55 см, чипсы, гальку (Pebbies), а также "пёстрые" полоски шириной 50-70 мм. В общем и целом, касаемо стекла, доступны размеры листов от 61 см*38 см толщиной 1,8 мм до 76 см*183 см толщиной 0,5 см.

ГРУППА СОЕ 104
. Прежде всего, данные фьюзинг-стекла выпускает итальянская фирма Moretti. Ее изделия производятся в девяти цветовых решениях и листах размером 0,5 м*0,5 м. В ассортименте марки есть множество разноцветных стержней самого различного диаметра, а также миллефиори всяческих конфигураций и габаритов. Для фьюзинга стекла с СОЕ 104 применяют крайне редко (разве что, в совсем небольших композициях), чаще всего, данный материал употребляют для изготовления бижутерии, что и определило его некоторую у нас в стране популярность.

БРЯНСКОЕ СТЕКЛО заслуживает вынесения в отдельную категорию, как самый распространенный вариант для начинающих мастеров фьюзинга и один из самых дешевых, но при этом отнюдь не гарантирующий качества.. Изначально "брянское" цветное стекло (не стоит, кстати, путать "Брянск-стекло", производящее бутылки и рассматриваемое нами стекло Star'n'Glass) для фьюзинга не предназначалось, да и в настоящий момент совсем не рекомендуется его использовать для изготовления крупноформатных композиций (с габаритами свыше 40 см). Кроме того, каждый лист брянского стекла требуется проверить на предмет совместимости при помощи стрессометра. Есть мнение, что стекла зеленого и желтого цветов неплохо совмещаются друг с другом, голубые оттенки требуют дополнительного контроля в процессе спекания, а фьюзинг стекол оранжевых или красных цветов почти всегда предполагает остаточные напряжения после застывания. Обычно продается в листах 100*75 см с толщиной 3мм 28и различных наименований цветов. 

Кстати, одинаковый СОЕ сам по себе не является полной и 100% гарантией полной совместимости стекол. Имеет также значение и еще ряд различных факторов, среди которых главную роль играют:

  • Жесткость стекла (например, этот показатель настолько различен у марок BullsEye и SCHOTT Artista, что их изделия практически не совместимы).
  • Скорость отвердевания (так, промышленные флоат-стекла твердеют гораздо быстрее, чем цветное стекло для фьюзинга с СОЕ 84).
  • Неизменность цвета при обжиге изделия - по счастью, современные стекла обладают достаточно стойким цветом, способным лишь к незначительным изменениям по ходу спекания. Сюда же можно отнести и фактор стойкости материала к помутнению при нагреве (по-научному, девитрификации).


ПРОЦЕСС ФЬЮЗИНГА


Изделия подвергаются обработке в печах по специальным термическим программам, что обеспечивает им прочность и монолитность и исключает растрескивание витражей в процессе эксплуатации. Правильно подобранная термическая программа, помимо прочностных характеристик, определяет и художественно-выразительные особенности витража. Разные температурные режимы обжига позволяют создавать фьюзинг с различной степенью расплавленности стекла, с градиентом фактуры от жесткой и дискретной, до мягкой и живописной, когда стекло сплавляется практически в однородную массу, делая контуры рисунка воздушными и прозрачными, как у акварели. Не имея металлического каркаса, витражи, сделанные в технике фьюзинг, отличаются большей универсальностью, чем «классический» витраж «тиффани», большим разнообразием форм, цвета и фактуры.
Процесс фьюзинга состоит из пяти стадий:

Фаза нагрева - повышение температуры от комнатной до 650-920°С (в зависимости от процедуры). На этом этапе стекло переходит из твердого состояния в мягкое. Во время нагревания стекло сменяет три различных состояния. Сначала стекло остается твердым и ломким. Оно медленно расширяется и присутствует вероятность того, что оно лопнет, если температура будет расти слишком быстро. К тому времени, как температура достигнет 520°С, любые загрязнения должны отделиться от поверхности, стекло начнет медленно размягчаться и постепенно станет гладким и блестящим. При данной температуре оно уже не лопнет. Когда температура достигнет 700-750°С, стекло станет настолько мягким, что сможет принять нужную мастеру форму. Цвет будет ярким желтовато-красным, края размягчатся, и два соприкасающихся стекла начинают прилипать друг к другу. Это температура, при которой протекает процесс свисания. Если продолжать нагревание до 800°С, цвет стекла становится насыщеннее, оно провисает и начинает вытягиваться. Полный фьюзинг – это абсолютное слияние двух или более фрагментов стекла в одно – наступает при температуре 800°С. При более высокой температуре стекло очень сильно размягчается. Процессы печной отливки и отливки из стекольной пасты протекают примерно при таких температурах.

Томильная фаза (фаза выдержки) - начинается при самой высокой температуре цикла, а именно при 800°С – для фьюзинга, и при 650-700°С – для слеживания. Длительность этой фазы, в зависимости от процесса, может быть различной. Для фьюзинга – это залог максимально плоского и гладкого фрагмента. Длительность выдержки также зависит и от многих других факторов, таких как тип стекла, его толщина, форма будущего изделия, а также от времени, которое ушло на то, чтобы печь раскалилась. Продолжительность стадии томления - от одной минуты до нескольких часов.

Фаза быстрого охлаждения - начинается тогда, когда стекло приобрело нужную форму. Для этого необходимо охладить стекло как можно быстрее, пока красный цвет не сменился на натуральный, а тот, в свою очередь, постепенно не начал чернеть. Если стекло долго будет находиться в температурной зоне от 750 до 850 градусов, появляется тенденция к девитрификации (помутнению) – образованию непривлекательной пенистой поверхности, которую потом практически невозможно убрать.

Фаза отжига - наступает после окончания стадии быстрого охлаждения, когда стекло остывает до температуры 580°С. Здесь стекло постепенно приобретает свой цвет. Отжиг – процесс, позволяющий снять напряжение в стекле, после чего оно остывает и затвердевает, принимая нужную форму. Удачный отжиг – это создание такого изделия из стекла, которое при остывании до комнатной температуры сохранит свою прочность на века.

Фаза охлаждения до комнатной температуры. Заключительный процесс, который зачастую не представляет сложности, так как печь остывает естественным путем. Однако, когда используются очень крупные листы стекла или печь остывает слишком быстро, следует снизить скорость остывания, чтобы уберечь стекло от раскола.

МОЛЛИРОВАНИЕ

Моллиирование (от лат. mollio - размягчаюплавлю) — технология формовки промышленных и художественных криволинейных изделий из нагретого листового стекла.

Стекло при температуре 600—700 °C становится относительно текучим и медленно деформируется под действием собственного веса, принимая форму опорной поверхности (формы, матрицы). При этом лист сохраняет целостность и гладкость собственной поверхности. Рекомендуемый минимальный радиус кривизны формы для формовки моллированием - 150 мм для стекла толщиной 10 мм.
Моллирование производится в плоской тоннельной печи, в верхней части которой установлены керамические электронагреватели, управляемые микроконтроллером, а в нижней — металлическая опорная поверхность (форма, матрица), на которую горизонтально устанавливается лист (пластина) стекла. Мощность типовых печей для моллирования одиночных листов размером до 2000×1000 мм при толщине до 25 мм достигает 33 кВт. В массовом производстве автостёкол используются поточные тоннельные печи с непрерывным движением форм с заготовками.
Время собственно моллирования - от 2 до 20 часов, за которым следует этап контролируемого охлаждения и отжига, снимающего напряжения в массе стекла.
Спекание отдельных листов (фрагментов, мозаичных плиток) при моллировании — возможно, но не надёжно. Качественное спекание  cтекла проводится при более высоких температурах (850—1100 °C), при этом отдельные листы спекаются в монолитное изделие.

Моллированием получают относительно простые поверхности (цилиндрические, сферические), используемые в производстве ветровых стёкол автомобилей, современной мебели, архитектурных деталей, аквариумов и т.п. 

ГАЛЕРЕЯ ГОТОВЫХ ФЬЮЗИНГОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ REGALEAD


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 

1. Barker, T.C., The Glassmakers: Pilkington: 1826—1976, Weidenfeld & Nicolson, ISBN 0-297-76909-X 
2. Petra Kiser, Introdustion to Glass Fusing, Wardell Publications
3. Brenda Griffith, 
A Beginner's Guide To Kiln-Formed Glass, Sterling Publications
4. Brad Walker, Contemporary Fused Glass, Wardell Publications
5. Kay Bain Weiner, Contemporary Glass Enameling: Fusing with Powders, Paints, and Frit, Lundstrom
6. Advanced Fusing Techniques Book, Lundstrom, B417-7

 

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

+375 29 154 88 54

 

+375 29 770 86 00

 

+375 17 288 54 95

Поиск

lunette de soleil ray ban ray ban pas cher lunette de soleil ray ban ray ban pas cher lunette de soleil ray ban ray ban pas cher occhiali da sole ray ban outlet occhiali da sole ray ban outlet occhiali da sole ray ban outlet occhiali da sole ray ban outlet occhiali da sole ray ban outlet occhiali da sole ray ban outlet louboutin pas cher louboutin pas cher louboutin pas cher louboutin pas cher louboutin pas cher louboutin pas cher louboutin outlet louboutin outlet louboutin outlet louboutin outlet louboutin outlet louboutin outlet air max pas cher air max pas cher air max pas cher air max pas cher air max pas cher air max pas cher air max outlet air max outlet air max outlet air max outlet air max outlet air max outlet sunglass hut Sunglass Hut Online Shop